Рача Махатаев родился в 1993 году в Семипалатинске. В 2012 году он окончил алматинский Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени Ж. Елебекова по специальности «Актер», а в 2018 году – Российский государственный институт сценических искусств (СПбГАТИ) по специальности «Режиссер». Среди его режиссерских театральных работ значатся «Мертвые души» по Н.В. Гоголю, спектакль по мотивам пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера» — «К Брехту», одноактный спектакль по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» — все в СПбГАТИ, а также «Ревизор» по Н.В. Гоголю в алматинском русском драматическом театре имени Ф.М. Достоевского. В 2018 году Рача Махатаев принял участие в режиссерской лаборатории, организованной негосударственным театром Санкт-Петербурга «Цехъ театр»: он подготовил спектакль-эскиз «Пациенты» по пьесе А. Волошиной.
На должность художественного руководителя в карагандинском русском драматическом театре имени К.С. Станиславского Рача Махатаев вступил 13 декабря. Ранее, поделился, с театром знаком не был, но видел спектакль «Навстречу мечте» – историю воспитанников детского дома по повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!».
«В Астане я работал режиссером, но должность художественного руководителя для меня в данном случае первая. Мне еще предстоит первая встреча со всей командой. Но, конечно, уже определены основные направления, которых хотелось бы придерживаться. Первое, что отмечу: театр – это все-таки пространство мысли и смыслов, а не исключительно развлекательное заведение. Важно, чтобы зритель, посещая спектакли, задумывался о жизни, и театр может ему в этом помочь. Те же высокие комедии, по сути, всегда идут на грани с трагедиями. В плане направленности постановок больше доверия у меня к классике – она давно показала себя и имеет в своем содержательном пространстве поле для серьезных, где-то вечных, болевых тем», — рассказал Рача Махатаев.
Продолжая эту мысль, новый художественный руководитель отметил: видение театров как заведения развлекательного порой становится одной из самых больших ошибок и со стороны самих театров, и со стороны зрителей. И здесь неясно: то ли театр ведет зрителя, то ли зритель – театр.
«И как последствие – зрителю порой становится тяжело в театре: пробиться к смыслам, постигнуть главную идею спектакля. Тем не менее, зритель у театров есть – с этим проблем нет, но вопрос в том, по какому пути театрам идти с их аудиторией», — резюмировал Рача Махатаев.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz