Напомним, что ранее Айбек Бегалин получил известность благодаря своим иллюстрациям к произведениям Чингиза Айтматова. Мировое признание художнику принес цикл «Апокалипсис» в стилистике фантастического реализма. Автор работает в стилях неомодерна, реализма и в собственной технике – бегалиграфии, не имеющей аналогов. При такой технике идея картины воплощается на холсте сразу, минуя стадию набросков, обрастая деталями – а потому рассматривать его работы всегда увлекательно.
Многие знают Айбека Бегалина и как автора герба Караганды (герб был создан в июле 2007 года), его картинами оформлены диски рок-групп «Воскресение» и «Машина времени». Полотна его находятся в частных коллекциях и музеях Казахстана, Ватикана, Японии, Франции, Израиля, Англии, США, Германии, Италии, России, Кубы и других стран. В его полотнах знакомые образы обретают неизвестные черты, земные события – вселенские масштабы. Сюжеты работ основаны на морально-этических проблемах, которые рассматриваются в рамках мифологии: библейской, языческой или придуманной самим автором. Но в любом случае – это борьба добра и зла, света и тьмы.
В прошлом году Айбек Бегалин вернулся в Караганду. Его персональная выставка «Лос-Анджелес-Караганда» в галерее, по словам самого автора – частичный срез того, что было сделано в годы пребывания в США.
«Пошел пятый год активного действия нашей галереи, и после возвращения Айбека в Караганду это его первая персональная выставка. Свою жизнь в Лос-Анджелесе он называет длительной творческой командировкой. Работ у него появилось за это время много, и только для выставки мы выбирали из 150 – в итоге в нашем зале расположилось 108 полотен разного размера. Экспозиция – разноплановая: автор раскрывается и как художник-символист, и как гиперреалист, есть работы, написанные живописным пастозным мазком, и те, что выполнены в технике бегалиграфии», — рассказывает руководитель галереи Бибигуль Исполова.
Ее коллега Татьяна Абилова добавляет: приятно принимать персональную экспозицию Айбека после его возвращения. Он выставлялся и в Москве, и в Брюсселе, материалы об этом делали собственные корреспонденты казахстанских СМИ. «Айбек действительно автор разносторонний, и здесь он показывает грани своего творчества», — подчеркивает Татьяна.
В Лос-Анджелесе, где Айбек Бегалин прожил почти восемь лет.
«Помните, была традиция, когда Петербургская Академия художеств отправляла людей, допустим, в Италию, в творческие поездки, лет эдак на 10-20? Думаю, у меня получилось так же. Конечно, творческая жизнь била ключом. Самые значимые для меня выставки были на Beverly Hills Art Show, где собирается весь Лос-Анджелес – я участвовал в ней дважды. Была персональная выставка в районе Хоторн, ежегодные экспозиции в Пламмер Парке – там есть арт-галерея, где собирается русскоязычное сообщество. В целом я работал в галерее «Елена» Лагуна-Бич. Потом начался ковид, в этот период я и сам ушел в интернет. После пандемии встал вопрос о возвращении в Караганду: выходить в офлайн в США уже не хотелось, и по Караганде скучал очень», — рассказывает Айбек Бегалин.
В Лос-Анджелесе автор общался и познакомился с местными художниками. Говоря об отношении к искусству за океаном, и об его востребованности, он отмечает, что мы, карагандинцы, себя немного недооцениваем.
«Дело в том, что отношение к искусству в Казахстане в целом и в Караганде в частности, мне кажется более интересным, чем там. В Штатах оно больше завязано на бизнесе, на коммерции – а у нас во главе угла стоит сначала интерес к искусству, и уже потом – коммерция. Хотя надо сказать, что многое зависит от обстоятельств», — делится Айбек Бегалин.
До отъезда в Лос-Анджелес художник регулярно проводил персональные выставки в Караганде – и хочет вернуться к этой традиции: весной ожидается еще одна его персональная выставка, но уже в карагандинском областном музее Изобразительного искусства. Там автор думает показать большие полотна размером с два метра.
«В 2003 году наряду с другими работами я начал пять больших картин. В США дописал их. Остается только подготовить произведения, «одеть» в багет. Пока не думал о названии и общей направленности следующей выставки – это еще в процессе. В целом я привез из Штатов более сотни работ», — добавляет Айбек Бегалин.
Вход на выставку «Лос-Анджелес-Караганда» – свободный. Галерея «Алтын ғасыр» работает с 10.00 до 18.00 и находится по улице Комиссарова, 35а. Гости галереи могут приобрести понравившиеся работы – их цены необходимо уточнять у руководства.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz