Проект монумента «Шахтёрская слава» был предложен скульптором, почётным гражданином Караганды Анатолием Билыком и архитектором Анатолием Малковым. В 1969 году именно этот проект стал лучшим на Всесоюзном конкурсе среди 11 претендентов, среди которых были скульпторы из Минска, Свердловска, Алматы. Кстати, именно с этого события начался триумфальный для Анатолия Билыка год – то были семидесятые.
Анатолий Билык и Анатолий Малков. Фото из архива Владимира Троценко
В творческо-биографическом альбоме «Анатолий Билык. Жизнь в искусстве» Натальи Иваниной, выпущенном в 2009 году, отмечается: «Для Караганды, индустриального центра Казахстана и третьей угольной кочегарки Советского Союза, такой монумент был необходим, ведь город стоял на угле, самой уважаемой профессией в нём была шахтёрская, угольный департамент много делал для благоустройства Караганды».
Анатолий Билык и монумент Шахтёрская слава. Фото из архива Владимира Троценко
А проект Анатолия Билыка и Анатолия Малкова подчёркивал единство человека и угля – фигуры шахтёров словно вырастали из него. Первоначальный замысел в ходе работы менялся и стал более лаконичным. По сей день монумент находится на площади перед входом в карагандинский Центральный парк, а напротив – Дворец культуры Горняков. Такое расположение имеет свой смысл: вопрос заранее обсуждался с известными шахтёрами и с легендарным Тусупом Кузембаевым. В своих воспоминаниях они делились: ходили во Дворец горняков получать звезды Героев Социалистического труда – но через заболоченную местность, которой ранее был Центральный парк, а позже – мимо пустыря, на котором когда-то стоял памятник Сталину.
Площадь перед ДК горняков с монументом Сталину. Фото из архива Владимира Троценко
Так и выбрали место для нового монумента. В итоге «Шахтёрская слава» стала одной из доминант городского пространства на главном городском проспекте. И даже если памятник и Дворец горняков разделены проспектом Бухар жырау, эти объекты замыкают площадь с двух сторон, выступая точками отсчёта ее пространства.
Монумент Шахтёрская слава, 2024 год. Фото Алексея Баранова
В книге «Анатолий Билык. Жизнь в искусстве» её автор отмечает: «Содержание памятника – героика созидательного труда – выражено в нём в высшей степени ясно. Композиция его предельно проста: две фигуры – русского и казаха – в едином порыве взметнули над головой драгоценность, подаренную землёй – пласт угля – основу экономической и социальной жизни большого региона. Уголь громоздится у их ног, но не сковывает их, как в конкурсном варианте, здесь горняки выступают победителями. Это мощные молодые люди, чьи сильные обнажённые торсы привлекают почти классической красотой».
Открытие монумента Шахтёрская слава в 1974 году. Фото из альбома «Анатолий Билык. Жизнь в искусстве»
Движение вертикалей обогащается диагоналями ног и опирающейся на глыбу угля руки правого шахтёра. Однако движение по вертикали остановлено горизонталью угольного пласта. А общий силуэт памятника вписывает скульптуру почти в правильный прямоугольник – и это придаёт ему статичность и устойчивость.
Монумент Шахтёрская слава, 2014 год. Фото Алексея Баранова
«Вся скульптура в целом классицестична по своему пластическому строю. Обобщённая форма, чёткая и ясная, подчёркивающая лишь основные объёмы, придает скульптуре особую возвышенную монументальность, рождающую чувства уважения и гордости. Кроме героики труда в этой работе автор решал ещё одну задачу: утверждение глубинного единства народов на земле Казахстана», — отмечает Наталья Иванина в книге об Анатолие Билыке.
Монумент Шахтёрская слава, 2024 год. Фото Алисы Войташенко
Образ двух шахтёров монумента собирательный: в данном случае авторам никто не позировал, однако Анатолий Билык не раз бывал в шахтах и знал, насколько тяжела горняцкая работа. Собственно, и сама идея, как впоследствии вспоминал скульптор, у него родилась из впечатлений о шахтёрском труде: на одной из шахт он общался с горняками, создавал наброски, даже спускался в лаву, а особенно его поразил труд крепильщиков – они делали всё, чтобы тоннель не обвалился. Шахтеры запечатлелись в памяти Анатолия Билыка единым стремлением удержать пласт над собой. Впрочем, это сильное движение вверх символически выражено в скульптуре.
Монумент Шахтёрская слава. Фото из архива Владимира Троценко
В 1974 году, 51 год назад, «Шахтёрская слава» заняла своё почётное место на площади Караганды, в итоге став неофициальным символом города. Монумент, кроме того, установили в честь производства Карагандинским угольным бассейном двух миллионов тонн угля. Памятник понравился шахтёрам – этим очень гордился Анатолий Билык, которого не стало в июле 2015 года (он прожил 87 лет). Впоследствии ни один другой монумент, посвященный шахтёрской тематике, не смог затмить этот проект.
Монумент Шахтёрская слава, 2004 год. Фото Алексея Баранова
Анатолий Билык работал над скульптурой целый год в Москве, в мастерской знаменитого скульптора Меркулова. Ещё несколько лет длились согласования проекта и отливка монумента. Еще не обретя итоговую форму, будущий памятник успел побывать в Москве и Ленинграде, а в Алматы обрабатывали камни для его постамента. Скульптура монумента «Шахтёрская слава» высотой в 11 метров весит 20 тонн, а на её изготовление израсходовали 30 тонн бронзы, учитывая создание макетов и все издержки при производстве. Постамент же выполнен из бетона и был облицован шлифованным гранитом.
Пряничная композиция Шахтёрская слава на ярмарке в 2024 году. Фото автора
Архитектор, художник и фотограф Владимир Троценко был лично знаком с Анатолием Билыком – как раз в то время была создана конструкция для лепки подобных скульптур: сначала вылепляется модель, а потом на специальном масштабном станке её начинают увеличивать.
«Такой памятник – а в данном случае «Шахтёрская слава» у нас из бронзы – сначала лепится из глины в натуральную величину. Потом скульптуру покрывают специальным раствором и маслами, чтобы облепить гипсом. Для этого создаётся одна гипсовая форма. Потом создаётся вторая форма – и после их соединяют вместе, и начинается отливка. В щель между двух форм заливается бронза, заполняя собой пространство. Это делается частями, чтобы потом соединить всё с помощью специальных электродов. Так скульптура и наращивается», — объясняет Владимир Троценко.
Монумент Шахтёрская слава, 2023 год. Фото автора
Своими проектами Анатолий Билык всегда был увлечён, говорит архитектор. И добавляет: за скульптуры в полторы натуры, как правило, он не брался – для него важно было создавать их не меньше, чем две натуры в высоту.
Монумент Шахтёрская слава, 2024 год. Фото Алексея Баранова
«Шахтёрская слава» далеко не единственный проект Анатолия Билыка, украсивший Караганду. Среди других – памятники Герою Советского Союза Нуркену Абдирову (создан вместе Юрием Гуммелем), академикам Евнею Букетову и Абылкасу Сагинову, режиссёру Константину Станиславскому около театра его имени, художнику Генриху Фогелеру и Герою Социалистического труда Василию Язеву.
Плитняк на площади монумента, 2024 год. Фото Алисы Войташенко
Неизменным на площади вокруг «Шахтёрской славы» оставался и знаменитый природный камень – плитняк, словно продолжающий мощную композицию самого памятника. Однако в 2024 году это покрытие решено было снять – и для горожан эта новость стала неожиданной, хотя ей предшествовал опрос.
Площадь монумента без плитняка, 2024 год. Фото Алисы Войташенко
Мнения жителей тогда разделились: одни говорили, что менять плитку нужно – ходить по ней и прокатывать детские коляски не удобно, а другие отмечали, что такое покрытие на века и лучше его не трогать. Тем не менее, проект благоустройства претворили в жизнь: власти обещали, что общий вид площади будет отражать торжественность, присущую одной из главных площадей Караганды.
Монумент Шахтёрская слава и её обновленная площадь, 2024 год. Фото Алисы Войташенко
Позже городские власти заявили: плитняк на «Шахтёрской славе» был непригоден к ремонту. Вместо природного камня на площади уложили плитку, а проект, заверили, разработан с учетом современных требований к тротуарным решениям. Всё это предполагало доступность локации для маломобильных граждан, противоскользящее покрытие, предупреждающие плитки и уклоны, удобные для прогулок. Срок гарантии на все виды работ, добавляли в районном акимате – пять лет.
Площадь монумента с плитняком и плиткой, в 2024 год. Фото Алисы Войташенко
Уже в сентябре на площади вокруг монумента ремонт шёл к своему завершению: помимо плитки здесь появились клумбы, отремонтированы фонтаны, также заменили внутренние сети и люки, почистили центральные декорированные элементы. По сей день мнения горожан о новом образе локации разнятся: кто-то уверен, что без плитняка площадь уже не та, кто-то – что обновление пошло ей на пользу. В любом случае, неизменным здесь остаётся одно: монумент, ставший много большим, чем памятник шахтёрскому труду и городу.
В материале использованы фото автора,
фото Алисы Войташенко,
фото из архива Алексея Баранова,
фото из архива Владимира Троценко,
фото из альбома «Анатолий Билык. Жизнь в искусстве»
По сообщению сайта EKaraganda.kz