Стоковые изображения от Depositphotos
Известные шоумены и члены команды КВН Азия MIX Эльдияр Кененсаров и Сергей Абдулниязов (Сергей Душимов) 12 июля опубликовали видео «про закон о матчестве», в котором представили свой «субъективный взгляд на чисто …ую инициативу». «Клооп» вместе с медиаэксперткой Саидой Нуралиевой и историком Элери Битикчи объясняет, что не так с этим видео и его посылом.
Публикация от Эльдияр Кененсаров (@eldiyar_kenensarov)
Комики, объединенные в дуэт «Экибала», представили свое видео в виде шоу «Вопрос-ответ», где Кененсаров исполняет роль ведущего, а Абдулниязов — агента Смита из франшизы «Матрица». Кененсаров спрашивает у агента Смита в официальном костюме и темных очках, какой у него сейчас идет «проект».
«Хотим вам в паспорте графу «отец» сменить на «мать». А то пока вы с отчеством, вами трудно управлять», — ответил агент Смит, который явно в этом ролике представляет образ «агента влияния Запада».
Ведущий уточняет, почему для «такого проекта» агент Смит выбрал именно Кыргызстан. На что тот перечислил «хорошую природу, мощный дух у народа», и сказал, что хочет «ослабить силу рода, чтобы рулить» в этой стране. Затем следует такой диалог:
«Американские» ценности, по мнению агента Смита, придут через «новое мышление и новые» географические названия. Например, Чолпон-Апа и Ысык-Апа вместо нынешних Чолпон-Ата и Ысык-Ата, где слово «ата», означающее «отец» на кыргызском, заменяется словом «апа» — мама. Тогда, обещает агент Смит, в Кыргызстане «все будет хорошо».
На это обещание Кененсаров в образе ведущего отвечает «толерантно»: «Апаңдын башы», также заменяя слово отец на мать в ругательном выражении, означающее «фиг тебе». Ведущий уверяет, что в стране «и так все хорошо», и отправляет агента на поиски других объектов для своего проекта.
Агент Смит после этой тирады грустнеет. Ведущий же завершает видео, повторяя: «Ата-баба (предки) здесь будут всегда. Ата-баба, ата-баба».
Как минимум, авторы ролика используют неточные формулировки, которые манипулируют зрителем.
Например, в Соединённых Штатах Америки, как и в большинстве англоязычных стран, не принято давать детям отчество или матчество.
При этом, у человека может быть среднее или второе имя, данное в честь или в память какого-нибудь значимого для семьи человека. Поэтому странно выглядят строки о том, что агент Смит везет американские ценности в Кыргызстан.
Кроме того, «закона о матчестве», который упоминается в видео, не существует. 3 июля Конституционный суд решил, что теперь каждый совершеннолетний гражданин имеет право и выбор взять имя матери, вместо отчества.
Это не закон, а решение Конституционного суда, которое пока окончательно и не подлежит обжалованию.
При этом, Конституционный суд обязал Кабмин внести во все правовые акты институт матронима и право дееспособного гражданина выбирать между матчеством и отчеством.
«Если гражданин, который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, он должен иметь право выбора между отчеством и матчеством. Поэтому законодательство должно содержать правовые положения, предоставляющие этой категории граждан такую возможность и не создавать условий для нарушений принципов равенства и запрета дискриминации по признаку пола», — говорится в разъяснении суда.
Свое решение суд вынес после рассмотрения дела детской писательницы, художницы и активистки Алтын Капаловой, которая просила суд разрешить заменить отчество своих несовершеннолетних детей на матчество — ее имя. Однако в Конституционном суде посчитали, что «в традиционном обществе детей могут забуллить из-за матчества», и отказали Капаловой.
Историк Элери Битикчи в интервью «Клоопу» рассказал, что кейс с матчеством и спор вокруг него «очень хорошо показал», что такое патриархальное мышление мужчин, когда они «привыкли к своим привилегиям и правам и не хотят равенства».
«Если не говорить про не раз изнасилованную Конституцию, а обратиться к кыргызским традициям, мы видим, что в юрте женская и мужская половина равны. Это значит, что права женщин и мужчин тоже равны, по нашей традиции. По решению Конституционного суда, в принципе права матери и отца не были уравнены, потому что мы мужчины до сих пор по праву рождения можем давать отчество своим детям, а матери лишены такой возможности», — сказал Битикчи.
По его словам, имя матери настолько же ценилось в кыргызских традициях, как и имя отца.
«Многие кыргызы думают, что эти традиции, которые сложились у нас в 19 веке, всегда были такими и всегда были кыргызскими. Но, на самом деле, та же самая «санжыра» — это арабское слово «шажыра», которое обозначает древо. На древнекыргызском языке генеалогия была «көк» — корень. И там в принципе всегда записывалась, как мужская линия, так и женская линия», — поделился историк.
Битикчи привел в пример титул правителей енисейских кыргызов «инал», означающий по словарю Махмуда Кашгари, «сын простолюдина и знатной женщины». По словам историка, когда в 3 веке до нашей эры гунны покорили кыргызов, они женили плененного китайского полководца Ли Лина на гуннской принцессе. И от этого, по легенде, пошел род кыргызских правителей на Енисее.
«Так вот этот род вел себя не от Ли Лина, а от гуннской принцессы. Это было более престижно, потому что Ли Лин был простым полководцем, пленным, рабом по сути. А гуннская принцесса была из императорского рода, это очень престижно было. Никто этого не стеснялся — вести род от женщины», — рассказал Битикчи.
Фемактивистка и дата-исследовательница Саида Нуралиева в интервью «Клоопу» рассказала, что увидела в видео Кененсарова и Абдулниязова след колониального мышления. По ее мнению, колонизаторы столетиями «убеждали кыргызов, что их культура экзотична и статична — она не имеет потенциала развиваться».
«И теперь, когда наш Конституционный суд вынес решение в правовом поле, когда в суде боролись наши кыргызские адвокатки и кыргызская истица, у ребят из «Азия Микс» в голове не укладывается такая революционная идея. Им сразу мерещится рука Запада, Госдеп, НАТО. В их головах картина архаичного Кыргызстана — картина, нарисованная колонизатором, где люди скачут на лошадях, природа, соколиная охота, игры кочевников. Они охраняются социальными институтами, ритуалами, имеющими дисциплинарные наказания за попытку ослушаться», — сказала фемактивистка.
Нуралиева считает, что культура «не может быть статичной», она постоянно развивается. По ее мнению, культура — это «огромный хаб» идей, изображений, текстов, звуков.
«Все это доступно каждому и каждой, мы все уже другие, мы меняем культуру. Мне кажется матронимы, это не только юридическая процедура, но и большой шаг в деколонизации нашего воображения, мы позволяем себе представлять, что мир может быть другим», — поделилась дата-исследовательница.
Представителям властей видимо также близка мысль о том, что культура Кыргызстана статична и не должна меняться. К примеру, муфтий Кыргызстана Замир Ракиев продвигал нарратив о том, что право выбора матчества может «навредить кыргызскому роду». Он считает, что знание своей родословной по отцу оберегает от непреднамеренного брака с близкими родственниками, вреда национальному генофонду и рождения в семье детей с инвалидностью.
«Те, кто не знал своих предков, [раньше] сильно критиковали, говоря: «Кто не знает дедов и прадедов до седьмого поколения, это невежественные рабы». В наших традициях есть золотое генеалогическое правило — знать своих предков до седьмого поколения. Благодаря этому ребенок узнает свое происхождение.
В свою очередь это не унижение матери! Не зря говорится у кыргызов, что имя дочери почитается. Очевидно, что в религии статус женщины очень велик», — заявил Ракиев.
Однако он не объяснил, как именно ношение имени матери может помешать людям разузнать родственные связи друг друга и избежать кровосмешения.
Против права выбора матчества совершеннолетних граждан выступил и глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.
«Никакого матчества, кто принял тот и должен отменить! Это моя гражданская позиция!» — отметил Ташиев.
На что пресс-секретарька Конституционного суда Жылдыз Жороева напомнила чиновнику о том, что в стране действует три ветви власти, а акты Конституционного суда, возглавляющего ее судебную ветвь, являются окончательными и не подлежат обжалованию.
«Пока права женщин были на бумаге и казались более или менее абстрактными, никого не волновал вопрос гендерного равенства. Женщины ущемляются в правах, но где-то в бумажках у них вроде все права записаны, что ещё надо. А в жизни, как и в сотнях законов, которых принимали, но они не работали, все идет, как и было, главное записали права, а реализация не обязательна. Шаг сделан, но теперь столкнулись с тем, что люди, которые должны помогать в реализации данных прав не готовы ментально к этому», — написала Жороева, отметив, что это ее гражданская позиция.
17 июля появилась угроза этому окончательному решению Конституционного суда. Президент Садыр Жапаров инициировал законопроект, которым предлагает разрешить Конституционному суду пересматривать свои же решения.
Если законопроект примут, то решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по представлению президента или по представлению председателя Конституционного суда в случаях, если:
По сообщению сайта Новости Кыргызстана