Стоковые изображения от Depositphotos
К сожалению, радикальные религиозные течения до сих пор постоянно пополняют свои ряды. Для удержания людей они не гнушаются ни психологическим давлением, ни запугиванием, нарушая права человека на свободу слова и мысли, на его волеизъявление. Существуют, кроме того, и такие течения, которые, занимаясь незаконной медициной, представляют опасность жизни и здоровью людей. Они могут использовать метод контроля сознания, а миссионеры, проживая в густонаселенных местах, изучают и перенимают язык, обычаи и традиции, поведение жителей. И поэтому чем обстоятельнее становятся методы тех, кто помогает людям избавиться от влияния таких течений, тем изобретательнее и методы вербовщиков.
Уже неоднократно отмечалось, что попасть под влияние радикальных религиозных течений могут люди, не нашедшие своего места в жизни, переживающие духовный, семейный кризис, не владеющие религиозной грамотностью, особенно – молодежь. Из-за активности таких течений у человека возникает кризис ценностей, угрожающий внутренней стабильности.
Руководитель управления по делам религий Карагандинской области Жанболат Сектай делится: поскольку подобные течения используют в своей работе идеологические методы, то и в борьбе против них следует использовать идеологические меры – но уже просветительские.
, — объясняет Жанболат Ахуанович и делится историями из своей практики.
Вступление в радикальное религиозное течение глава управления в определенной степени сравнивает с вредными привычками, вызывающие зависимость: в таких ситуациях человек, как правило, не признает своей ошибки вне зависимости от возраста, статуса или других факторов. А некоторые, уже отбывая наказание в местах не столь отдаленных, раскаиваются только в такие моменты, когда все дошло до драматической точки. Тем не менее, благодаря информационно-разъяснительной работе управления и его специалистов, религиозная грамотность населения растет. Но из-за этого и вербовщики форматируют свои подходы: внешний вид их схож с образом масс, а какие-то идеологические заявления могут вообще отталкиваться от слов представителей власти.
, — рассказывает Жанболат Сектай.
В другой истории мать молодого человека заметила, что сын обратился к религии – сначала обрадовалась: начал совершать религиозные обряды, а значит, его не коснутся вредные привычки... Через время он высказывался против традиций, начался конфликт интересов в семье, даже перестал есть с матерью вместе. Она обратилась к нам. Мы выяснили, что он едва не ушел в радикальное религиозное течение: вытащить его удалось на переходной стадии. Когда человек пошел дальше – соответственно, и вернуть его к прежней жизни и взглядам будет тяжелее, отметил Жанболат Сектай.
, — говорит руководитель управления.
Вступая в какую-либо религиозную организацию, важно узнать и убедиться, что она не является экстремистской или радикальной по своей сути. И если вы нашли в заинтересовавшей религиозной организации такие признаки – и даже если она не запрещена официально – лучше не вступать в ее ряды.
, — говорит глава управления по делам религий.
Как понять, что религиозное течение является радикальным? Жанболат Сектай перечисляет его признаки – но подчеркивает, что зачастую они становятся явными, когда завербованный человек достигает «продвинутого уровня»:
— идея исключительности религии и пропагандируемых религиозных догматов;
— разделение людей на истинно верующих, вероотступников или заблудших, а также разжигание религиозной вражды;
— наличие предписаний, разжигающих религиозную вражду или рознь, вызывающих угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан;
— непринятие научных трактовок религии. У мусульман – отрицание мазхабов (религиозные школы в исламе);
— отрицание народных традиций и обычаев, призыв к категорическому отказу следовать им;
— предписание использовать специфичные выражения, слова, сленги в ущерб национальному языку и культуре;
— отказ от посещения светских культурных мероприятий, просмотра развлекательного и просвещенческого контента по телевидению или в интернете;
— ограничение женщин в свободном выборе одежды или принуждение женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, носить ярко выраженную религиозную или характерную для других стран и народов одежду;
— заключение и расторжение браков по религиозных ритуальным обычаям;
— отказ от гражданского долга: от получения образования, службы в армии, также отказ от некоторых медицинских услуг – например, от переливания крови или вакцинации;
— предписание иметь специфичный вид и носить специфичную одежду в ущерб национальным традициям, культуре и современным условиям.
Жанболат Сектай выделяет особенно важный признак, характерный для радикальных религиозных течений – это тотальный контроль мыслей, чувств и поведения приверженцев.
, — резюмирует глава управления по делам религий.
Фото из личного архива Жанболата Сектая
По сообщению сайта EKaraganda.kz