Стоковые изображения от Depositphotos
Полотна Вениамина Шамшина демонстрируют эпоху социалистического реализма: выставка возвращает ценителей искусства в атмосферу прошлого. Для профессионального зрителя эти произведения, напоминают в галерее, станут редким учебным материалом, для широкого зрителя – приблизят понимание классического искусства.
Напомним, что Вениамин Шамшин родился в 1928 году в Сталинградской области, окончил художественное училище Ворошиловграда, после военной службы – Ярославское художественное училище, а впоследствии жил и работал в Караганде. Его называют ярким представителем русской классической школы живописи. Он тяготел к созданию тематических картин и писал портреты как известных творческих личностей, так и друзей. Художник прожил 76 лет.
На открытии выставки публика собралась разновозрастная, и среди гостей галереи было немало представителей старшего поколения, в том числе друзья семьи Шамшиных. Знакомые с Вениамином Шамшиным отмечали: общение с ним было счастьем, другие описывали автора как человека необыкновенной энергии.
Художники Владимир Проценко и Владимир Троценко подчеркнули: отношения с Вениамином Шамшиным у них были доброжелательные, а беседы велись исключительно о творчестве – настолько человек был погружён в искусство и предан ему. Айбек Бегалин признался: ему очень повезло попасть на юбилейную персональную выставку мэтра в 1978 году – в выставочном зале, который когда-то располагался напротив Дворца горняков. Будущий автор герба Караганды тогда учился в 8 классе. Тогда для юного Айбека было лишь мечтой общаться с представителями Союза художников Караганды, а картины Шамшина произвели на него огромное впечатление.
Подготовка к открытию выставки происходила в сжатые сроки: руководители галереи «Алтын Ғасыр» Бибигуль Исполова и Татьяна Абилова забрали работы за несколько дней до, полотна нужно было дополнительно покрыть лаком, и здесь на помощь пришёл Владимир Проценко: с его лёгкой руки экспонаты вновь засияли сочными цветами.
«Супруга Вениамина Вячеславовича, Галина Лазаревна, тоже открывала с нами выставку – она женщина невероятной энергии и оптимизма, каков был и он. А про него говорят, что он «огонь и фейерверк»! Заходя в Союз художников уже с первого этажа он напевал оперные арии, мог весело отметить с коллегами какой-то позитивный повод... Все его запомнили именно таким. Наизусть он читал поэмы Лермонтова, Данте и других известных авторов, замечательно пел и декламировал стихи», — делится Бибигуль Исполова.
Чистота души художника, добавляет Татьяна Абилова, отражена в его работах, в том числе в автопортретах. Кстати, самый ранний свой автопортрет Вениамин Шамшин создал в конце 1950-х годов. Учитывая, что в галерее экспонируются несколько его автопрортретов, можно чётко проследить, как менялась манера письма. Почему экспонируются в том числе они – потому что в то время немногие соглашались позировать, а чтобы не потерять в мастерстве, руку художник набивал именно так. В целом же работы выставки охватывают период до 2002 года.
Центральные произведения экспозиции были вдохновлены философскими размышлениями Вениамина Шамшина и «Божественной комедией» Данте – и они более монументальны, а вместе с ними соседствуют трогательные портреты друзей и членов семьи. Теплоту последних подчёркивает Татьяна Абилова.
«Портреты дочери Татьяны говорят о Вениамине Шамшине как об отце, который поддерживал её всегда. Он писал её еще малышкой – и такие полотна тоже есть среди экспонатов. Сейчас Татьяна обучает детей музыке, а внучка Мария, которая живет в Москве – певица. Портрет внучки художник тоже написал – пастелью. В Караганде, кстати, очень мало мастеров, работающих в такой технике, и Шамшин как раз был одним из них. Немало среди экспонатов нашей выставки и портретов супруги мастера», — рассказывает Татьяна Абилова.
Ярким акцентом стала картина «Воспоминания о Кёльне» 1996 года: художника приглашали работать в Германию, чтобы расписывать здания внутри. Свои впечатления об этом он зафиксировал на полотне с величественным городским собором, шпили которого взрезают пасмурное небо.
Этюд к картине «Митинг», написанный Вениамином Шамшиным в суровом стиле широкими мазками, тоже экспонируется в галерее. Сама картина большая, она печаталась в разных каталогах Казахстана, но художник написал к ней несколько этюдов. И это, по словам Татьяны Абиловой, говорит о композиционном поиске автора, неустанно выверявшего детали своих произведений, стремясь сделать их ещё лучше.
Вход на выставку работ Вениамина Шамшина – свободный. Галерея «Алтын Ғасыр» работает с 10.00 до 18.00. Понравившиеся работы выставки можно приобрести – цены необходимо уточнять у руководства галереи. После окончания выставки все оставшиеся картины отправятся в фонд областного музея Изобразительного искусства.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz