Популярные темы

Карагандинские археологи нашли средневековые изваяния в Шетском районе

Дата: 25 июня 2024 в 19:15


Карагандинские археологи нашли средневековые изваяния в Шетском районе
Стоковые изображения от Depositphotos

Директор Сарыаркинского археологического института Алексей Кукушкин делится: до настоящего времени исследования раннесредневековых комплексов были малочисленными, а это усложняет понимание историко-культурных процессов VI-XIII веков. Кроме того, и прямые письменные источники о территории нынешнего карагандинского региона тоже немногочисленны – а ведь в это время в степном поясе Евразии происходили масштабные события. Это и формирование Тюркских каганатов, и консолидация кимако-кыпчакских племен, и даже образование Монгольской империи.

«В июне этого года экспедицией Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете имени Е.А. Букетова велись раскопки раннесредневекового памятника Жанатурмыс-2. Он находится на территории Талдинского историко-археологического парка в Шетском районе. Локацию мы изучали в рамках научно-исследовательской темы, финансируемой управлением культуры, архивов и документации нашей области. Памятник был открыт в середине XX века академиком Алькеем Маргуланом и повторно обследован уже в начале XXI века Жолдасбеком Курманкуловым и Любовью Ермоленко», — рассказывает Алексей Кукушкин.

Памятник Жанатурмыс-2 состоял из трех сооружений – святилища и двух курганообразных выкладок из крупных камней. Святилище представляло собой четырехугольную ограду размеров девять на девять метров в виде широкого наброса камней на грунт, а перед восточной стенкой были установлены четыре антропоморфных изваяния – одно из них было с отбитой головой. На изваяниях, говорит директор Сарыаркинского археологического института, отчетливо проглядываются черты лица: заметны углублениями глаз и рта, элементы бровей. У одной фигуры детализированы руки, которые держат сосуд. В целом же стилистические приемы оформления облика соответствуют кыпчакской традиции.

«Большое значение имеют обнаруженные в выкладках захоронения – они, предположительно, также относятся к кыпчакскому времени. Вообще до начала работ на комплексе Жанатурмыс-2 в Центральном Казахстане было известно всего два погребения этого времени: одно – в культурном слое поселения Кент в Каркаралинском районе, другое – в составе разновременного погребально-ритуального памятника Белагаш в Бухаржырауском районе», — делится Алексей Кукушкин.

Кыпчакские святилища, добавляет ученый, широко распространены в степях Центрального Казахстана и имеют стандартные детали. Как правило, это четырехугольные ограды с изваяниями, часть из которых имеет отчетливые мужские и женские черты, раскрывающие особенности мировоззренческих представлений. В процессе исследования кыпчакского святилища археологи также обнаружили кости животных – мелкого рогатого скота, лошади, а это свидетельствует о проведении сакральных ритуалов в этом месте.

«У средневековых тюркоязычных племен представление о модели мира предполагало наличие четырех углов света. Об этом говорят, к примеру, письменные источники – такие, как надпись в честь Кюль-Тегина. Осознание обитаемого мира в виде четырехугольного, ограниченного пространства и потребность в его условном знаке в данном случае выражалась в виде квадрата. А оформление стен ограды в виде широкого наброса камней можно объяснить в понятии сакрализованной горной вершины. Наличие групп изваяний, в том числе разнополых, скорее наводит на мысль, что их назначение отличалось от тюркских. Вероятно, они представляют собой реализованный в камне облик божеств и по сути своей являются идолами», — объясняет Алексей Кукушкин.

Сейчас карагандинским археологам предстоит длительный период аналитической обработки материалов и проведение естественнонаучных анализов: планируется проведение радиоуглеродного датирования и палеозоологического анализа. Малочисленность проведенных исследований, говорит Директор Сарыаркинского археологического института, пока оставляет открытым немало вопросов. Когда были сложены кыпчакские памятники? Какие в то время имелись особенности материальной и духовной культуры? Как происходила трансформация традиционных верований с принятием ислама и его распространением? Это далеко не полный список вопросов. Возможно, проведенные исследования на памятнике Жанатурмыс-2 позволят приблизиться к ответам, считает Алексей Кукушкин. Тем не менее, такие археологические исследования будут играть ключевую роль и практическим образом наполнят этот важный период в истории Казахстана новыми открытиями.

Фото предоставлены Алексеем Кукушкиным 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Поделитесь новостью с друзьями